Животные и Библия

Есть ли душа у животных? Можно ли ставить свечку заболевшему животному?
Если святой покровительствует свиноводству, то это не означает, что он покровитель свиней
Люди, пришедшие в храм поставить свечу за здравие заболевшей кошки или собаки, не редкость. Некоторые ставят и уходят, а тем, кто спрашивает, куда конкретно поставить свечу, зачастую приходится выслушивать нелестные высказывания от церковных работников: грех, мол, это. Но если в православной традиции принято считать тех или иных святых покровителями животных, то почему нельзя за этих животных молиться? Или все-таки можно?
  Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. «Библейская Валаамова ослица» В Священном Писании животные упоминаются довольно часто. Самый, пожалуй, известный персонаж — это ослица прорицателя Валаама, которая заговорила человеческим языком, протестуя против побоев. С тех пор в обиход вошло крылатое выражение «Валаамова ослица», которое применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому, человеку. Не менее известны и гадаринские свиньи, в которых вошли бесы, изгнанные Христом из бесноватого. После того, как в стадо вошел легион бесов, обезумевшие свиньи бросились с обрыва в море. Есть в Библии и упоминание о других домашних животных. Но эти факты известны далеко не всем. Так, однажды участникам телевизионной «Своей игры» был задан вопрос: «Какое из домашних животных не упоминается в Библии?» Ответ, что не упоминаются кошки, был признан ведущим правильным, и напрасно. Кошки в Библии упоминаются. Может, поэтому в Церкви кошка считается чистым животным, которое, в отличие от собаки, имеет полное право жить в квартире?

Но, оказывается, собака в Библии также упоминается, и в весьма положительном контексте. Оно и понятно: испокон века собака жила рядом с человеком и была верным ему помощником. В Библии (Книга Товит, главы 5 и 11) в рассказе о юношах, отправившихся в путешествие (один из которых был ангелом Рафаилом), дважды подчеркивается, что с ними была собака. Но почему же некоторые священники отказываются освящать квартиры, если в них живут собаки, а если пес ненароком забежит в церковь, то все места, где он побывал, тут же окропляются святой водой с чтением молитвы от осквернения? А вот кошки во многих храмах живут себе припеваючи, даже если в них нет мышей.

Собака — друг человека, но не более

Собака всегда жила рядом с человеком, именно рядом, а не вместе с ним. Пожалуй, эта традиция и является основной причиной столь негативного отношения к собаке в помещении, и поэтому некоторые священники действительно отказываются освящать квартиры, в которых есть собаки. Но это вряд ли обоснованно. Не стоит сбрасывать со счетов, что часто животные помогают человеку не впасть в уныние от одиночества, от неустроенности и прочих неприятностей современной жизни, являются защитой от стрессов, воспитывают в детях чувство сострадания и ответственности. Поэтому в современной священнической практике укоренился обычай: квартиры, где проживают собаки, освящать, но на время чина освящения животное из квартиры уводить.

Есть еще одна причина, по которой некоторые священники негативно относятся к животным в доме: зачастую хозяева их «очеловечивают». Слышать, что собака — «член нашей семьи» приходится очень часто, но поднимать бессловесную тварь до уровня человека, сотворенного по образу и подобию Божиему, на самом деле грешно, как грешно и самому опускаться до уровня животных. Но вот называть их домочадцами (то есть проживающими в доме) многие считают вполне допустимым. А как относиться к бессловесным домочадцам, которые также являются творением Божиим, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия». Но тогда возникает естественный вопрос: если животные созданы для радости бытия, то почему нельзя ставить свечу, когда эта радость омрачена болезнью?

Дух, душа и тело
Согласно православному вероучению, у человека три составляющие: дух, душа и тело. Что такое тело — ясно всем, а вот в чем различие духа и души, известно далеко не каждому. Если кратко, то душа — это совокупность наших чувств, а дух — та составляющая, посредством которой человек общается с Богом. Именно человека, так как у животных этой третьей составляющей не существует. Животное может испытывать чувство голода и жажды, переживать радость, тоску и даже ревность, то есть практически все чувства присущие человеку, но одного оно не может — молиться. Нет у животного такого механизма, и в этом, пожалуй, главное его отличие от человека. Поэтому и со свечой за здравие животного возникают проблемы.

Свеча — молитва к Богу
Свеча несет в себе несколько символических значений, одно из которых — молитва. Оставляя свечу на подсвечнике, человек уходит, а пламя свечи продолжает тянуться вверх, символизируя этим молитву человека к Богу. Человек, поставивший свечу за здравие или упокой другого человека, обращается к Богу с молитвенной просьбой о его душе, причем в данном контексте под душой понимается совокупность собственно души и духа. А поскольку у животных нет такого понятия, как дух, то и ставить свечу за здравие или упокой животных нельзя — это и бесполезно и оскорбительно для Бога. Но как же тогда быть, если любимый домочадец, кот или пес, занемог? Неужели нельзя попросить помощи Бога о Его творении? Конечно же, можно, но просить нужно не о здравии души, а именно о помощи в сложившейся ситуации. Заболела у вас, к примеру, кошечка, чем доставила вам массу переживаний — можете сходить в церковь, поставить свечу и попросить Бога ситуацию разрешить: помочь вам в излечении этой самой кошки.
Хотя внешне процесс приобретения и возжигания свечи вроде бы и схож, но разница в просьбе о здравии души животного или о помощи человеку в излечении этого животного все-таки существенная. И ставить свечу в таком контексте вполне допустимо. Тем более, что в православии действительно существуют святые, которым по сложившейся традиции молятся за тех или иных животных. Но, к сожалению, есть здесь и перекосы. Открывая православные молитвословы «На всякую потребу» можно увидеть, к примеру, такие заголовки «Василий Великий — покровитель свиней». Что-то более кощунственное трудно придумать. Действительно, в народе сложилась такое предание, что святой Василий помогает в такой отрасли крестьянского хозяйства, как свиноводство, тот есть покровительствует тем людям, которые разводят свиней. Но вот чтобы самим свиньям — это уж слишком. Но, к сожалению, таких книг издается немало, и пользуются они огромным спросом. В последние годы издательский отдел Московской патриархии прилагает немало усилий по предотвращению выхода в свет подобных изданий, но, к сожалению, на прилавках их еще немало. Вот когда они исчезнут вовсе, то, думается, и количество людей, приходящих в храм ставить свечу за здравие заболевшего пса, уменьшится.
 
РЕКОМЕНДУЮ ПОСМОТРЕТЬ:

Статьи по теме

taksarammy.ru

Поделиться:

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *